Жизнеописания новомучеников павловопосадских

Жизнеописания новомучеников павловопосадских
Фото: inpavposad.ru
В преддверии Дня памяти новомучеников и исповедников павловопосадских газета «Павлово-Посадские известия» решила рассказать своим читателям о людях, которые даже в дни гонения на церковь не пожелали отступиться от веры православной и Бога. Вспомним их всех поимённо…

Крестный путь

Новомученики в годы страшных гонений на Православную Церковь не отреклись от Христа, помня слова Спасителя: «Итак всякого, кто исповедает меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).

По словам святителя-исповедника Луки, архиепископа Крымского, среди верующих православных христиан, «как звезды первой величины, сияют святые мученики, которые служат для нас величайшим примером и самой глубокой веры в Господа Иисуса Христа и беспредельной любви к Нему, и самоотверженности в страданиях». Просияли такие звёзды и на нашей павловопосадской земле и стали её небесными покровителями и заступниками.

Исповедование православной веры в эпоху государственного насаждения атеизма было основной причиной преследований и арестов православных священнослужителей, монашествующих и мирян и выдвижения против них формальных обвинений в нелояльности к советской власти. Как отметил владыка Ювеналий: «Подвижники эпохи гонений являются для нас учителями молитвы, наставниками в несении скорбей, в любви к Родине, страдания которой они горячо переживали и испрашивали у Бога её возвращения на правые стези».

Святые новомученики и исповедники павловопосадские могут помочь нам не только примером своей жизни и праведной кончины, но и своей молитвой о нас к Богу. Подвигом своих страданий они приобрели дерзновение ходатайствовать о нас перед Владыкой неба и земли. Будем прибегать к ним с молитвой, прося их помощи в наших нуждах, ходатайствать о наших близких, будем молить их, чтобы они помогли нам стяжать с Божьей помощью такую же, как у них, крепкую веру, страх Божий, терпение, надежду на Бога, любовь к Богу и ближним.

Священномученик Алексий Воробьёв (День памяти 20 августа)

Родился 6 февраля 1888 года в дер. Антонково Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Константина Воробьёва. В 1900 году у него умерла мать, и Алексей и его младшая сестра Ольга, которой было два года, были взяты на воспитание в семью старшего брата Василия. В 1905 году Алексей уехал в город Свияжск, где его тётка – монахиня Васса – устроила племянника в Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Казани. В монастыре Алексей нёс послушание канонарха и прислуживал в монастырской гостинице. В монастырь из Седмиезерной пустыни под Казанью приезжал великий подвижник и молитвенник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и нередко беседовал с молодыми иноками. Послушник Алексей вначале по робости избегал встреч со старцем. «Возьму благословение, – рассказывал он, – да и в лес!» Потом вдруг спохватился: «Что ж я ухожу и не слушаю его поучений?!» Преподобный Гавриил обратил внимание на благочестивого юношу, приблизил его к себе и взял под своё духовное попечение.

26 июня 1921 года Алексий был рукоположен во священника в Александро-Невский храм в Москве.

В конце сентября 1924 года священники Алексий Воробьев и Алексий Никонов были арестованы по обвинению в том, что «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия». До вынесения приговора отец Алексий находился в Бутырской тюрьме в Москве. 27 февраля 1925 года священник Алексий Воробьев был приговорён к заключению в концлагерь сроком на два года. Отбывать наказания его отправили на Соловки.

7 мая 1927 года отец Алексий был освобождён. В ноябре 1930 года он был назначен в Воскресенский собор Павловского Посада. В 1931 году возведён в сан протоиерея, в 1935 году – назначен благочинным Павлово-Посадского округа. 27 марта 1935 года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам. Священноначалие перевело отца Алексия в Троицкую церковь в селе Хотеичи, а в августе 1936 года – в Вознесенскую церковь в селе Городок в  пригороде Павловского Посада. Православные жители города, лишившиеся соборного храма, перешли молиться в Вознесенскую церковь. Духовными чадами отца Алексия стали и некоторые монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. В Вознесенской церкви отцом Алексием был организован церковный хор из молодёжи.

8 августа 1937 года протоиерей Алексий отслужил вечерню накануне дня памяти святого великомученика Пантелеимона и в ту же ночь был арестован сотрудниками НКВД и заключён в тюрьму города Ногинска. 19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Воробьев был расстрелян 20 августа 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле.

 

Священномученик Александр Воздвиженский (День памяти 13 ноября)

Родился 29 августа 1876 года в селе Ведерницы Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона Михаила Воздвиженского. Окончил в 1892 году Дмитровское духовное училище, в 1899 году Вифанскую духовную семинарию. С 1931 года – служил в храме в селе Казанское Павлово-Посадского района, а в 1935 году был переведён в Никольскую церковь в селе Ново-Загарье.

7 октября 1937 года отец Александр был арестован и заключён в тюрьму города Ногинска.

Были допрошены свидетели, но они ничего убедительного в доказательство антигосударственной деятельности священника не показали. 25 октября тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Воздвиженский был расстрелян 13 ноября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

Священномученик Алексий Протопопов (День памяти 4 мая)

Родился 15 марта 1880 года в селе Ильинское-Скульнево Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика храма во имя святого пророка Божия Илии Николая Михайловича Протопопова. В 1896 году Алексей окончил Перервинское духовное училище, в 1902-м – Московскую Духовную семинарию и в том же году был назначен законоучителем и учителем пения в церковноприходскую школу при Свято-Даниловом монастыре г. Москвы.

В феврале 1903 г. указом митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского), в 1918 г. одним из первых принявшего мученическую кончину за верность Христу и Его Церкви, Алексей Протопопов переводится псаломщиком в знаменитый впоследствии Богоявленский храм в Елохове. В бытность свою диаконом, Алексий был также награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте.

В 1935 году отец Алексий был рукоположен во священника ко храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанском Павлово-Посадского района, в котором и прошло всё его недолгое пастырское служение до массовых гонений 1937 года.

20 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили трёх свидетелей: старосту, члена церковной двадцатки и одного из прихожан Казанского храма. Они показали, что их священник часто проповедует – иногда во время службы, иногда после службы, стараясь как можно полнее раскрыть содержание и указать на значение того или иного праздника, и в особенности престольного – Казанской иконы Божией Матери. Свидетели также показали, что священник неоднократно обращался к прихожанам, чтобы они материально помогли храму, в котором только что был произведён ремонт, помогли деньгами на закупку дров для отопления и на оплату налогов государству, а также собрали средства на содержание Патриархии. Свидетели показали, что священник во время проповеди жаловался, что стало мало ходить в храм православных, что раньше государство помогало Церкви, а сейчас, при советской власти, происходит всё наоборот: церкви разрушаются, колокола снимаются, церковные ценности изымаются.

Отец Алексий был арестован 27 ноября 1937 года и заключён в Ногинскую тюрьму, где в течение нескольких дней его допрашивали разные следователи. После допросов отец Алексий был отправлен в Таганскую тюрьму в Москве. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Алексий Протопопов для отбывания срока наказания был отправлен в Байкало-Амурский исправительный трудовой лагерь, он прибыл туда 5 февраля 1938  г. В заключении отец Алексий вместе с другими московскими священнослужителями, в том числе с диаконами Гавриилом Архангельским и Феодором Смирновым (впоследствии также прославленными в лике новомучеников), совершали тайные богослужения. За это они были вторично осуждены 31 марта 1938 г. к высшей мере наказания. Но приговор первоначально не был объявлен. Отец Алексий к этому времени заболел и был направлен в Суражевский лазарет, где умер от паралича сердца 4 мая 1938 г., на этот день в 1938 г. приходилась Радоница.

 

Священномученик Борис Ивановский (День памяти 10 декабря)

Родился в 1897 году в городе Москве в семье почтового служащего Павла Ивановского. Окончил реальное училище и духовную семинарию во время революции. До 1923 года Борис Павлович работал редактором в Российском Телеграфном агентстве РОСТа. В 1923 году – рукоположен в сан священника, в 20-е годы прошлого века был настоятелем Казанского храма г.  Павловский Посад. 28 декабря 1929 г. Казанская церковь была закрыта.

В 1930 году на стенах Покровско-Васильевского монастыря в Павловском Посаде появились листовки, которые властями были расценены как контрреволюционные. По подозрению в их расклеивании власти арестовали отца Бориса, но, продержав его две недели под стражей, освободили. В конце 1930 года отец Борис был направлен служить в Москву в храм Живоначальной Троицы в Листах на улице Сретенке. В тридцатых годах храм был закрыт, а отец Борис был переведен в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. За беспорочную службу он был возведён в сан протоиерея Жил он в селе Леоново на окраине города, где его соседями были священник, служивший в Ризоположенской церкви села Леоново, – Павел Фелицин, и священник Александр Кедров, служивший в храме на Пятницком кладбище в Москве. 15 ноября 1937 года все они были арестованы и заключены в Таганскую тюрьму.

Вызванный на допрос А. Кедров показал: «Я служу священником с 1919 года; ранее был тихоновской ориентации, а сейчас, с 1935 года, стал постепенно отходить от тихоновцев, но Фелицин и Ивановский являются убеждёнными тихоновцами и проявляют большую злобу к советской власти…»

5 декабря тройка НКВД приговорила протоиерея Бориса   к расстрелу. Другие обвиняемые получили различные сроки заключения в исправительно-трудовом лагере.

Протоиерей Борис Ивановский был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребён в безвестной общей могиле.

 

Пётр Сергеевич Царапкин (День памяти 9 декабря).

В 20-е годы служил в Казанском храме Павловского Посада псаломщиком. Мученик Пётр родился 10 декабря 1883 года в деревне Бобошино Московской губернии в семье сапожника Сергея Царапкина. Окончил церковноприходскую школу. Переехав в Москву, освоил профессию ретушёра и работал в фотографических мастерских. Но главное, чему он посвящал всё свободное время, было церковное пение. Он пел во многих московских церквях, в том числе – в хоре Данилова монастыря. После революции 1917 года Пётр Сергеевич устроился работать на завод «Искра», одновременно оставаясь регентом и  организатором хоров при храмах. За принадлежность к Русской Православной Церкви власти сочли его социально опасным элементом и выслали из Москвы. С этого времени он стал псаломщиком в храмах Московской области.

В марте 1937 года Патриархия направила его псаломщиком в храм великомученицы Параскевы в село Туголес. 27 ноября 1937 года Петр Сергеевич был арестован. На допросах он виновным себя не признал.

5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Георгия и протоиерея Назария к расстрелу, а псаломщика Петра Царапкина – к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.

 

Преподобномученики Иоасаф (Крымзин) и Пётр (Мамонтов) (День памяти 2 декабря)

Преподобномученик Иоасаф (в миру Иван Павлович Крымзин) родился 7  сентября 1880 года в крестьянской семье Павла Ивановича и Людмилы Ивановны Крымзиных в селе Румянцеве Нижегородского уезда Нижегородской губернии. Там же окончил начальную школу и в 1904 году поступил в Екатерининскую пустынь Московской епархии. В монастыре, по его собственному признанию, он получил духовное образование, назидаясь монастырским богослужением, слушая слово Божие, учась исполнять евангельские заповеди.

Проходить путь монашеской жизни в Екатерининской пустыни в те годы было нелегко. Обитель, основанная в 1658 году на месте явления святой великомученицы Екатерины царю Алексею Михайловичу, в начале XX столетия стала местом, куда из разных монастырей переводились на исправление монахи, не исполнявшие монашеских обетов. Епитимийцы составляли половину её насельников.

6 апреля 1909 года послушник Иван Крымзин был определён в число братии, 9 января 1912 года – пострижен в мантию с именем Иоасаф, а 30 июля 1912 года рукоположен в иеродиакона и вскоре назначен заведующим монастырским подворьем в Москве, а 19 марта 1917 года он был произведён в иеромонахи и изъявил желание перейти на жительство в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. В 1929 году Гуслицкий монастырь был властями закрыт, и отец Иоасаф с 1931 года стал служить в Никитской церкви в селе Бывалино Павлово-Посадского района. 24 сентября 1935 года отец Иоасаф был возведён в сан игумена. Вторым священником в Никитском приходе был также бывший насельник Гуслицкого монастыря иеромонах Пётр (Мамонтов).

18 ноября 1937 года отец Иоасаф был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. 25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иоасафа к расстрелу, а 2 декабря того же года приговор был приведён в исполнение.

Преподобномученик Пётр (в миру Павел Иванович Мамонтов) родился 7  июня 1880 года в селе Дединове Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончив церковноприходскую школу, Павел в 1893 году переехал в Москву и поступил работать мальчиком в магазин, но практически сразу ушёл в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, где прожил один год, так как ему предстоял призыв в армию. В 1901 году прослужив всего один месяц как ополченец, уже окончательно в 1902 году ушёл в монастырь.

В 1930 году отец Пётр был направлен служить в Никитскую церковь в селе Бывалино Павлово-Посадского района Московской области. 27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, отец Пётр обратился к прихожанам Никитской церкви с просьбой пожертвовать, кто сколько может, на содержание священноначалия. Прихожане откликнулись на призыв пастыря, и был произведён денежный сбор, что впоследствии при аресте было вменено отцу Петру в вину.

В начале ноября 1937 года были допрошены лжесвидетели, и на основе их «показаний» отец Пётр был обвинён в том, что «систематически ведет антисоветскую агитацию, направленную на подрыв мероприятий, проводимых партией и правительством».

18 ноября 1937 года отец Пётр был арестован и заключён в тюрьму г. Ногинск, а 2 декабря того же года – расстрелян по приговору тройки НКВД и погребён в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

Священномученик Константин (Успенский) (День памяти 25 ноября)

Родом из села Алексеевское Московского уезда Московской губернии. Окончив в 1892 году Московскую Духовную семинарию, о. Константин получил назначение учителя Николо-Богоявленского училища Московского уезда. Вскоре он женился на Анне Петровне Делицыной, дочери настоятеля храма святителя Николая, что в Кунье на Мху (село Васютино). 18 июня 1895 года о. Константин Успенский был рукоположен во священники Никольской церкви. За долгие годы своего служения в Николаевской церкви отец Константин явил себя добрым пастырем вверенных ему Господом словесных овец. Местные крестьяне жили небогато, фруктовых садов вокруг ни у кого не было (их развели после Великой Отечественной войны), а о. Константин посадил у своего дома яблони, и в праздник Преображения Господня спелые плоды из его сада в больших корзинах приносились в храм, а после освящения раздавали прихожанам. Яблоки из батюшкиного сада были любимым лакомством сельской детворы.

Вскоре после своего рукоположения отец Константин был назначен законоучителем Васютинского приходского земского училища. У него была большая и дружная семья: сыновья Борис и Леонид и дочери Елена, Валентина, Александра и Руфина. Старшие дочери до замужества учительствовали в Васютинской школе. Помощников в хозяйстве отец Константин и его семья не имели: сами жали, сами молотили, косили и сушили сено.

Революция 1917 года ознаменовалась в Васютине пожарами: движимые завистью крестьяне поджигали друг у друга дома.

Ко времени ареста отца Константина в 1937 году в Васютине жил его старший сын Борис и матушка Анна Петровна, дочери, кроме младшей Руфины, были замужем и жили в Москве. В начале октября 1937 года были опрошены лжесвидетели, «с малолетства» знавшие отца Константина. По их «показаниям» отец Константин и его сын Борис в ночь с 5 на 6 ноября были арестованы за «систематическую анти­советскую агитацию», которую о. Константин ведёт, «сгруппировав вокруг себя контрреволюционный элемент деревни». 21 ноября 1937 года тройка при УНКВД СССР по Московской области на своём заседании постановила: «Успенского Константина Васильевича расстрелять».

25 ноября священномученик Константин Успенский был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Вместе с отцом Константином был арестован и его сын Борис Константинович Успенский (День памяти 15 декабря) 1895 года рождения. Он был старшим из детей отца Константина. Окончил духовную семинарию, а поскольку в это время началась Первая мировая война, а затем и гражданская – был мобилизован в Красную армию, где служил писарем. После демобилизации работал счетоводом, последние годы жил вместе с отцом. Лжесвидетели показали, будто Борис Константинович говорил, что «во время богослужения грех работать, а нужно идти в церковь и молиться Богу, Господь пошлёт хороший урожай». 12 ноября тройка НКВД приговорила Бориса Константиновича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он умер в Сиблаге, в Кемеровской области, 15 декабря 1942 года.

В Электрогорске в честь священномученика Константина была названа улица, на которой расположен храм. Начало церковной жизни этого молодого подмосковного города действительно тесным образом связано с именем о. Константина. В 1913 году о. Константин как приходской священник освятил закладку храма в поселке Электропередача при электростанции.

 

Священномученик Николай Архангельский (День памяти 5 ноября)

Родился 7 ноября 1878 года в городе Верее Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Архангельского. В 1893 году окончил Перервинское Духовное училище, в 1899 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в церковноприходскую школу. В 1915 году Николай Александрович был рукоположен во священника к Александро-Невской церкви Аббакумовой пустыни Верейского уезда Московской губернии. В 1918 году назначен в храм в село Константиново Бронницкого уезда. Затем в связи с закрытием храмов служил в разных храмах Московской епархии. В январе 1930 года власти арестовали священника по обвинению в контрреволюционной деятельности, но за недоказанностью обвинения через месяц освободили. В 1931 году отец Николай был возведён в сан протоиерея. В 1934 году назначен в Троицкий храм погоста Чижи Павлово-Посадского района. 6 октября 1937 года протоиерей Николай был арестован и заключён в тюрьму в Ногинске.

3 ноября 1937 года тройка приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Архангельский был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

Священномученик Евгений Никольский (День памяти 26 февраля)

Родился в 1886 году на погосте Вырки Покровского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Евгения Никольского. Окончил шесть классов иконописной школы; в 1908-1911 гг. служил в армии и был полковым регентом. После возвращения из армии рукоположен во диакона и служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Уползы Игнатьевской волости Богородского уезда Московской губернии (ныне село Саурово Павлово-Посадского района).

В ноябре 1937 года в связи с распоряжением коммунистической партии и советского правительства о повсеместных арестах церковнослужителей сотрудники НКВД допросили некоторых штатных свидетелей, а также местных руководителей, и те подписали протоколы допросов, составленные следователями. Будто при разделе земли в 1918 году диакон Евгений Никольский запугивал крестьян, чтобы они не брали церковные земли, потому что советская власть скоро закончится, и будто, послушав диакона, крестьяне разбежались кто куда и не стали разбирать церковные земли. Бригадир местного колхоза показал о диаконе Евгении: «Никольский и до настоящего времени остался при своих взглядах, все ждёт какой-то перемены; я не раз предлагал Никольскому бросить службу в церкви и вступить в колхоз, но Никольский прямо мне заявил, что он нам не товарищ и  тому подобное». Диакон Евгений Никольский был арестован 26 января 1938 года и заключён в тюрьму Ногинска.

19 февраля 1938 тройка НКВД приговорила диакона к расстрелу, приговор был приведён в исполнение 26 февраля 1938 года.

 

Мученик Сергий (Архангельский) (День памяти 7 мая)

Родился 4 сентября 1898 года в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского. В 1910 году окончил сельскую школу, а в 1915 году – Перервинское духовное училище. В 1916 году поступил в Московскую Духовную семинарию, но окончить её уже не успел, так как произошла революция и все духовные учебные заведения были закрыты. В 1919 году Сергей был призван в Красную армию и исполнял обязанности экспедитора. С 1937 года в течение двух месяцев и до дня ареста (27 ноября 1937 г) служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы в селе Саурово -Уползы Павлово-Посадского района.

3 декабря 1937 года тройка ВКВД приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Псаломщик Сергий Архангельекий умер в заключении 7 мая 1938 года и был погребён в безвестной могиле.

По информации Благочиния церквей Павлово-Посадского церковного округа

 
По теме
16 марта 2024 года врио начальника Главного управления Росгвардии по Московской области полковник полиции Петр Зоров и Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел в Никольском кафе
В день празднования Собора новомучеников и исповедников ступинских в Знаменском храме в Старой Кашире города Ступино совершено соборное богослужение духовенства.
Великий покаянный канон в понедельник первой седмицы Великого поста в Тихвинском храме города Коломны - Московская Епархия РЦП 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил чтение первой части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Тихвинском храме города Коломны.
Московская Епархия РЦП
Масленичные гуляния - Комитет по культуре и туризму Масленичные гуляния развернулись на площади перед домом культуры Надежда 16 марта.
Комитет по культуре и туризму
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа В преддверии выборов Президента Российской Федерации в библиотеке д.Головково была оформлена информационная выставка «Мы - за будущее нашей страны: выборы-2024».
ЦБ Наро-Фоминского городского округа
«Крым — путешествие во времени» - Город Зарайск «Крым — путешествие во времени»   В рамках празднования 10-й годовщины воссоединения Крыма с Россией в Зарайской детской библиотеке прошло мероприятие «Крым — путешествие во времени».
Город Зарайск
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа Масленица - это шумные проводы зимы и радостная встреча весны,  яркий,  захватывающий и вкусный  русский  праздник.
ЦБ Наро-Фоминского городского округа
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа Библиотекари  отдела обслуживания читателей (ул. Латышская, 15б) Светлана  Ревина  и Анна Колчина  оформили книжную выставку- портрет   «Книга – советчик и друг» ,
ЦБ Наро-Фоминского городского округа