Наталья Верхотурова, Павлово-Посадское информагентство
– Оформление пенсии – это традиционно забота, а нередко и головная боль самого будущего пенсионера. Но определённые обязанности возникают в связи с этим и у работодателей. Например, в части представления в Управление ПФР формы СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии» по просьбе сотрудника.
– Анна Николаевна, а должны ли работодатели подавать в Управление ПФР списки будущих пенсионеров? Среди утверждённых форм персонифицированного учёта и отчётности такого документа нет, однако некоторые организации такие списки в Управление ПФР представляют.
– Действительно, за назначением пенсии граждане часто обращаются лично. Но одним из важнейших направлений деятельности Управления ПФР, связанных с назначением пенсий гражданам, является создание условий, не требующих посещения будущими пенсионерами клиентских служб. В связи с этим мы уделяем большое внимание заблаговременной работе с застрахованными лицами предпенсионного возраста. В частности, формированию сведений об их пенсионных правах.
Для повышения эффективности заблаговременной работы Управление ПФР приглашает страхователей к взаимному сотрудничеству. Оно предполагает представление документов для назначения пенсии в электронном виде на работников организации. Страхователи, заключившие соглашения о таком электронном документообороте, обязаны подавать в Управление ПФР список работников, имеющих право на пенсионное обеспечение (в том числе на досрочное) в ближайшие 12 месяцев. Кроме того, не позднее чем за 6 месяцев до возникновения у работника права на назначение пенсии организации, заключившие такие соглашения, представляют в Управление ПФР имеющиеся в их распоряжении документы, необходимые для назначения пенсии.
А если в организации есть работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение, также дополнительно представляется Перечень рабочих мест, профессий, должностей, занятость в которых даёт гражданам право на досрочное назначение страховой пенсии по старости а также документы, подтверждающие стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Конечно, такие сведения и документы представляются только в отношении работников, которые письменно выразили своё согласие на обработку и направление в Управление ПФР своих персональных данных. Документы на потенциальных пенсионеров страхователи передают по защищённым каналам связи, с использованием того же программного средства, что и для передачи отчётности в Управление ПФР по страховым взносам.
– А с какой целью работодатели подают все эти документы в Управление ПФР?
– Управление обрабатывает представленные документы, проводит их правовую оценку и в конечном счёте формирует макеты электронных выплатных дел. Заблаговременная работа, проводимая при сотрудничестве страхователей, позволяет обеспечить полноту учёта сведений о пенсионных правах застрахованных лиц и достоверность документов, представляемых для назначения пенсии.
Управление завершает проведение заблаговременной работы не менее чем за месяц до возникновения права на пенсию. И это позволяет сократить сроки рассмотрения заявлений о назначении трудовых пенсий.
– Анна Николаевна, какие работодатели должны заключать с Управлением ПФР соглашения об электронном документообороте по представлению документов, необходимых для назначения пенсии?
– Управление ПФР приглашает к взаимному сотрудничеству всех страхователей, независимо от численности работников. Если работодатель готов сотрудничать, с ним заключается соглашение о добровольном сотрудничестве в части представления документов для назначения пенсии в электронном виде по защищённым каналам связи на работников этой организации.
– Какие преимущества даёт работодателю подписание соглашения о пенсионном документообороте?
– Сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, организации часто вынуждены отпускать в рабочее время для сбора и подачи документов для назначения пенсии. Если эти документы в электронном виде представит сам работодатель, работнику не придётся отлучаться.
Кроме того, заключение соглашения о представлении документов для назначения пенсии положительно скажется на имидже организации, выгодно подчеркнет её социальную ответственность.
– По закону работодатель может подать в Управление ПФР заявление о назначении пенсии работнику с его письменного согласия. Если от работника – будущего пенсионера поступила такая просьба, организация вправе ему отказать?
– Действительно, в настоящее время пенсионным законодательством работодателю предоставлено право обращаться за установлением страховой пенсии по старости на работников с их письменного согласия. В рамках электронного взаимодействия с Управлением ПФР организации могут направить заявления и документы для назначения пенсии своим сотрудникам. В том числе и тем, с которыми проведена заблаговременная работа. Документы и заявления о назначении и доставке пенсии могут быть представлены не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста гражданином.
Организация, которая не заключала с Управлением ПФР дополнительное соглашение о представлении документов для назначения пенсии, вправе отказать работнику в подаче в ПФР его заявления о назначении пенсии.
– Анна Николаевна, может ли работодатель выступить в роли посредника между сотрудником и Управлением ПФР, если соглашение о пенсионном электронном документообороте не заключено?
– Может. В этом случае уполномоченный сотрудник страхователя вправе представить в Управление ПФР заявление и документы, необходимые для назначения пенсии, а также заявление о доставке пенсии на бумажном носителе.
При этом с заявлениями и документами обязательно надо представить: