Роль работодателя при оформлении пенсии сотруднику

Роль работодателя при оформлении пенсии сотруднику
Фото: inpavposad.ru
Оформлением пенсии обычно занимается сам сотрудник. А что требуется от работодателя? Нужно ли заранее подавать в Управление ПФР списки будущих пенсионеров и документы, необходимые для назначения пенсии? Или обязанности организации ограничиваются представлением в Управление ПФР на будущего пенсионера запрошенной им формы СЗВ-СТАЖ? О том, какую роль выполняет работодатель в процессе оформления пенсии сотрудником, рассказала заместитель начальника Управления пенсионного фонда Анна ХАРЧЕНКО.

Наталья Верхотурова, Павлово-Посадское информагентство

– Оформление пенсии – это традиционно забота, а нередко и головная боль самого будущего пенсионера. Но определённые обязанности возникают в связи с этим и у работодателей. Например, в части представления в Управление ПФР формы СЗВ-СТАЖ с типом «назначение пенсии» по просьбе сотрудника.

– Анна Николаевна, а должны ли работодатели подавать в Управление ПФР списки будущих пенсионеров? Среди утверждённых форм персонифицированного учёта и отчётности такого документа нет, однако некоторые организации такие списки в Управление ПФР представляют.

– Действительно, за назначением пенсии граждане часто обращаются лично. Но одним из важнейших направлений деятельности Управления ПФР, связанных с назначением пенсий гражданам, является создание условий, не требующих посещения будущими пенсионерами клиентских служб. В связи с этим мы уделяем большое внимание заблаговременной работе с застрахованными лицами предпенсионного возраста. В частности, формированию сведений об их пенсионных правах.

Для повышения эффективности заблаговременной работы Управление ПФР приглашает страхователей к взаимному сотрудничеству. Оно предполагает представление документов для назначения пенсии в электронном виде на работников организации. Страхователи, заключившие соглашения о таком электронном документообороте, обязаны подавать в Управление ПФР список работников, имеющих право на пенсионное обеспечение (в том числе на досрочное) в ближайшие 12 месяцев. Кроме того, не позднее чем за 6 месяцев до возникновения у работника права на назначение пенсии организации, заключившие такие соглашения, представляют в Управление ПФР имеющиеся в их распоряжении документы, необходимые для назначения пенсии.

А если в организации есть работники, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение, также дополнительно представляется Перечень рабочих мест, профессий, должностей, занятость в которых даёт гражданам право на досрочное назначение страховой пенсии по старости а также документы, подтверждающие стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Конечно, такие сведения и документы представляются только в отношении работников, которые письменно выразили своё согласие на обработку и направление в Управление ПФР своих персональных данных. Документы на потенциальных пенсионеров страхователи передают по защищённым каналам связи, с использованием того же программного средства, что и для передачи отчётности в Управление  ПФР по страховым взносам.

– А с какой целью работодатели подают все эти документы в Управление ПФР?

– Управление обрабатывает представленные документы, проводит их правовую оценку и в конечном счёте формирует макеты электронных выплатных дел. Заблаговременная работа, проводимая при сотрудничестве страхователей, позволяет обеспечить полноту учёта сведений о пенсионных правах застрахованных лиц и достоверность документов, представляемых для назначения пенсии.

Управление завершает проведение заблаговременной работы не менее чем за месяц до возникновения права на пенсию. И это позволяет сократить сроки рассмотрения заявлений о назначении трудовых пенсий.

– Анна Николаевна, какие работодатели должны заключать с Управлением ПФР соглашения об электронном документообороте по представлению документов, необходимых для назначения пенсии?

– Управление ПФР приглашает к взаимному сотрудничеству всех страхователей, независимо от численности работников. Если работодатель готов сотрудничать, с ним заключается соглашение о добровольном сотрудничестве в части представления документов для назначения пенсии в электронном виде по защищённым каналам связи на работников этой организации.

– Какие преимущества даёт работодателю подписание соглашения о пенсионном документообороте?

– Сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, организации часто вынуждены отпускать в рабочее время для сбора и подачи документов для назначения пенсии. Если эти документы в электронном виде представит сам работодатель, работнику не придётся отлучаться.

Кроме того, заключение соглашения о представлении документов для назначения пенсии положительно скажется на имидже организации, выгодно подчеркнет её социальную ответственность.

– По закону работодатель может подать в Управление ПФР заявление о назначении пенсии работнику с его письменного согласия. Если от работника – будущего пенсионера поступила такая просьба, организация вправе ему отказать?

– Действительно, в настоящее время пенсионным законодательством работодателю предоставлено право обращаться за установлением страховой пенсии по старости на работников с их письменного согласия. В рамках электронного взаимодействия с Управлением ПФР организации могут направить заявления и документы для назначения пенсии своим сотрудникам. В том числе и тем, с которыми проведена заблаговременная работа. Документы и заявления о назначении и доставке пенсии могут быть представлены не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста гражданином.

Организация, которая не заключала с Управлением ПФР дополнительное соглашение о представлении документов для назначения пенсии, вправе отказать работнику в подаче в ПФР его заявления о назначении пенсии.

– Анна Николаевна, может ли работодатель выступить в роли посредника между сотрудником и Управлением ПФР, если соглашение о пенсионном электронном документообороте не заключено?

– Может. В этом случае уполномоченный сотрудник страхователя вправе представить в Управление ПФР заявление и документы, необходимые для назначения пенсии, а также заявление о доставке пенсии на бумажном носителе.

При этом с заявлениями и документами обязательно надо представить:

  • письменное согласие гражданина на подачу его заявления страхователем;
  • документ, подтверждающий, что гражданин состоит в трудовых отношениях с организацией;
  • документ, удостоверяющий личность уполномоченного сотрудника страхователя;
  • доверенность на уполномоченного сотрудника организации (копию приказа или выписку из него о возложении обязанностей на уполномоченного сотрудника либо копию его должностной инструкции, заверенные в установленном порядке).
  •  
    По теме
    В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступил в силу с 1 января 2015 года) обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникн
    По данным Отделения ПФР по г. Москве и Московской области, с начала 2018 года заявления о назначении пенсии подали более 85, 5 тысяч человек, из них: примерно 66, 3 тысяч – в Москве, 19,2 тысяч – в Московской области.
    Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
    Газета Встреча
    Специалисты и техника готовы к устранению подтоплений в Рузском округе - РузаРИА По поручению главы Рузского городского округа Николая Пархоменко первый заместитель главы Виталий Пархоменко провёл оперативное совещание по предотвращению подтоплений на территории Рузского городского округа.
    РузаРИА